" Эх. ПОЛНЫМ-ПОЛНА МОЯ КОРОБОЧКА", ИЛИ ПЕРМЬ ТОРГОВАЯ

 

Картинка

 

 

 

 

 

Дорогая, любимая Пермь,
Боголепной, торговой тебе
Быть сулили служивые люди.
Звать не зная, что в этом судьбе
Перемены великие будут.
Б. Ширшов

 

 

 

 

 

   Коммерческие ларьки густой сетью окутали наш город. Современные купцы успешно ведут торговлю, а предприимчивые коробейники привозят товары из самых далеких стран. Впрочем, бойкой торговлей Пермь славится с давних времен, и подтверждением этому служат бесконечные данные в Пермских губернских ведомостях", летописях, которые бережно хранятся в фондах Пермского областного краеведческого музея.

 

   Выгодное расположение города Перми способствовало развитию торговли. Товары шли в основном по Каме, а также по Сибирскому, Казанскому и Соликамскому трактам. Грузы с востока передвигались по сухопутным дорогам, а также по Сылве и Чусовой. С Пермской пристани их отправляли в центральные районы страны по Каме и Волге. Навстречу шли грузы из центра России. Так, за навигацию 1789 года мимо Перми прошло 438 судов, на которых было перевезено более 5 тысяч пудов грузов. Это была в основном продукция горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности: железо, чугун, артиллерийские снаряды, а также хлеб, коровье масло, топленое сало, соленая рыба и другие товары. Но даже при таких внушительных цифрах до появления паровых судов на Каме темпы роста перевозок были сравнительно невелики.

 

   Большие перспективы открылись с 1846 года, когда в Перми было учреждено Пермское пароходное товарищество. Сначала общество располагало лишь деревянным буксирным пароходом "Пермь" мощностью 60 л. с, но уже спустя два года появились пароходы "Два брата" и "Елизавета", которые регулярно курсировали по Каме. С каждым годом число пароходов росло, увеличивался грузопоток в Сибирь.

 

   Только за 1859 год, как свидетельствуют документы, на пермской пристани было погружено более 1634 тысяч пудов грузов на сумму свыше 8 миллионов рублей, а выгружено более 590 тысяч пудов на сумму более 4 миллионов рублей. Пермь превратилась в крупнейший транспортный центр страны. По объему товарооборота она догоняла такие крупные портовые города, как Нижний Новгород, Рыбинск, Ярославль и Казань. Особое оживление на пристани и в городе наступало во время сезонной торговли, когда по Каме прибывали караваны с железом, солью, чаем. Зимой же приходили обозы лишь с "мелочным" товаром.

 

   Наряду с транзитной торговлей в Перми развивалась и внутригородская торговля на ярмарках, торжках, в лавках, балаганах и просто на площади. Первоначальным местом торгов была площадка на набережной Камы, недалеко от устья реки Егошихи.

 

  В 1802 году между улицами Торговой (ныне Советская) и Петропавловской (Коммунистическая) на средства местных купцов был построен каменный Гостиный двор. В нем насчитывалось 60 лавок, имелись крытые переходы и кладовые. На набережной Камы сохранилась лишь часть купеческих амбаров, которые мы теперь можем наблюдать около станции Пермь I.

 

  Недалеко от Гостиного двора устраивали еженедельные базары и по нескольку раз в год (обычно 24 июня, 20 сентября и 24 ноября) - городские ярмарки, несмотря на то, что осенью и весной здесь была непролазная грязь.

 

   Количество торговых точек неуклонно росло: в конце XVIII века в Перми было 64 лавки, в 1825-м - 72, в 1835-м - 138, а в 1860-м - 259 торговых заведений, в том числе 70 магазинов. Торговлей занималась значительная часть горожан. По свидетельству Пермской губернской газеты, лавочная торговля являлась любимым занятием не только купцов, но и мещан.

 

   Вся крупная торговля находилась в руках купечества. В 1790 году в Перми значилось 89 купцов, в том числе 14 - первой и второй гильдий. В 1835 году было уже 102 купца, из них 43 - первой и второй гильдий. В 50-х годах XIX века Пермь по количеству купцов заняла седьмое место на Урале после Екатеринбурга, Шадринска, Оренбурга, Тюмени, Троицка и Кунгура, а по количеству купцов первой и второй гильдий - третье место после Екатеринбурга и Тюмени. Заметим, что минимальный объявленный капитал для купцов первой гильдии составлял 10 тысяч рублей, а для купцов второй гильдии - 1 тысяча рублей, что по тем временам было суммой немалой.

 

   Предпринимательская деятельность пермских купцов была чрезвычайно разнообразной. Они занимались подрядами на доставку казенных и частных товаров (железа, чугуна, артиллерийских снарядов соли, хлеба и др.) в центральные города страны, а также на Макарьевскую и Ирбитскую ярмарки, вели оптовую и розничную торговлю. На Макарьевской ярмарке закупали ткани, сахар, чай, кофе, напитки, пряности, медную и оловянную посуду и прочие товары для продажи в Перми. Китайские товары привозили с Ирбитской ярмарки, а затем из Перми отправляли в другие города.

 

   Некоторые купцы разбогатели на подрядах, Примерам может служить история Любимовых, которые вышли из среды верхнемуллинских крестьян. Основатель купеческой династии Алексей Любимов первоначально торговал пряниками и перевозил грузы по сухопутным дорогам. Дела его шли весьма успешно, торговля приносила прибыль, и в 1807 году его потомки значились уже в числе купцов третьей, а затем и первой гильдии. Эти купцы поставляли вино в города Сибири, хлеб на винокуренные и горные заводы Всеволожских, перепродавали железо. Скупкой и перепродажей товаров занимался Д. Е. Смышляев, отец известного пермского историка-краеведа Д. Д. Смышляева, который построил затем канатную фабрику.

 

   В 70-х годах XIX века была введена в действие Уральская горнозаводская железная дорога, которая соединила два крупных центра Урала - Екатеринбург и Пермь - и стала транспортной артерией между Восточной и Европейской Россией. Река Кама и железная дорога сделали город Пермь одним из главных пунктов сибирского транзита. По образному выражению современников, Пермь стала "большими и широкими воротами в Сибирь". Из года в год росло количество людей, занятых в торговле, В конце XIX века в Перми выдавали около 3 тысяч годовых и свыше 400 полугодовых торговых документов. Торговый оборот города достиг 21-22 миллионов рублей. Значительно увеличилась оптовая торговля товарами, которые до появления железных дорог не имели здесь большого сбыта. Открытие Горнозаводской железной дороги способствовало тому, что Пермь стала крупным торговым пунктом по продаже железа и леса. В 1899 году была введена в действие Пермь - Котласская железная дорога. Она дала выход уральским и сибирским грузам к Белому морю, позволила широко вести торговлю хлебом. Город Пермь обновлял свой внешний облик: границы его расширились, усилились работы по благоустройству, улучшилась застройка центра, появились новые достопримечательные места. До неузнаваемости изменилась набережная города: на ней обосновались со всем своим хозяйством железные дороги.

 

   Вместо старых деревянных строений появились вокзал, административные здания, тоннель; берег был облицован бутом. Летописец А. А. Дмитриев отмечал: "Значительный прилив денег в руки местных промышленников города способствовал быстрому улучшению Перми с внешней стороны. На грязных дотоле улицах постепенно появляются мостовые, каменные дома строятся целыми десятками". Выросло и население Перми, произошли изменения в его социальном составе: появились специалисты - железнодорожники, строители, ремонтники, машинисты.

 

   Из тихого и спокойного губернского провинциального городка Пермь превратилась в оживленный промышленный и торговый центр Урала.