ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

 

Картинка

 

 

 

 

 

Чем тебе я сегодня воздам
За тепло материнского крова?
Б. ШИРШОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Пермский край - промышленный район. Многочисленные медеплавильные, железоделательные и чугунолитейные заводы с момента возникновения требовали квалифицированных, грамотных рабочих. Поэтому спустя 23 года после образования Егошихинского завода, в 1746 году, была открыта первая Егошихинская школа.

 

   Она состояла из двух отделений - арифметического и словесного. Число учеников на первых порах было невелико - всего 30 человек.

 

   Основной контингент учащихся составляли дети мастеровых и чиновников в возрасте от 8 до 17 лет. На арифметическом отделении изучали тригонометрию, планиметрию, арифметику и обучались копированию чертежей. Основным учебником в то время была "Арифметика" Я. Магницкого. Режим занятий в школе был по современным понятиям довольно жестким. По инструкции В. Н. Татищева, разработанной для горнозаводских школ, ученики занимались ежедневно круглый год, без каникул, летом по 12, осенью и весной по 9, зимой по 7 часов.

 

   Учеба продолжалась от 3 до б лет, и по окончании школы выпускники приобретали достаточные знания горного дела, могли производить все вычисления и, как говорится в сохранившемся документе, "леса положить на план". Несомненно, Егошихинская школа стала первой ласточкой в системе образования в Перми.

 

   В 1786 году Екатерина II издала указ, по которому во всех губернских городах должны были учреждаться главные народные, а в уездных - малые народные училища. По указу императрицы, в Перми к 22 сентября 1786 года должны были открыть главное народное училище. Наместник, губернатор и чиновники проявили необычайную энергию, и торжественное открытие училища с колокольным звоном, пушечной пальбой и иллюминацией состоялось в намеченный срок.

 

   Учителей в училище первоначально было только четверо: Петр Назаретский, Никита Попов, Михайло Гречановский и Алексей Хренов. Все они были приглашены из Санкт-Петербургской учительской семинарии.

 

   Первым учителем считался Назаретский. Он обучал арифметике, геометрии, механике, архитектуре, физике, языку российскому, латинскому и рисованию.

 

   К моменту открытия главного народного училища в нем насчитывалось всего 40 учеников, но уже спустя год их число достигло 100.

 

   Из стен этого учебного заведения выходили довольно грамотные специалисты, знания которых способствовали развитию инженерной мысли в крае, помогали внедрению передовых технологий на заводах. Самым знаменитым воспитанником училища стал "учитель российских поэтов" А. Ф. Мерзляков, автор известных песен "Чернобровый, черноглазый", "Среди долины ровныя" и других.

 

   То был далекий XVIII век. На смену ему шел век надежд и разочарований, волнений и событий, революционных настроений и технических чудес. Население Перми с каждым годом увеличивалось, и необходимы были новые учреждения образования. В 1811 году открылось первое приходское училище. Среди начальных учебных заведений такие училища польэовались особой популярностью, ведь по уставу их целью являлось распространение между людьми самых низших состояний грамотности и первоначальных научных познаний". К концу XIX века в Перми действовало 4 женских и 7 мужских приходских училищ, а в 1896 году открылось Ольгинское училище смешанного типа.

 

   Кроме того, в Перми получили распространение церковноприходские школы. Конечно, особое внимание в них уделялось преподаванию Священного Писания. В 1829 году в Перми было учреждено училище для детей канцелярских служителей. Здесь по программе церковноприходских школ обучалось до 60 мальчиков Пермской и Оренбургской губерний. Училище просуществовало до 1861 года, а потом его закрыли из-за недостатка средств на содержание. К сожалению, в приходских школах был большой отсев учеников. Причины простые: бедность родителей, занятость детей в домашнем хозяйстве, слабая организация учебно-воспитательного процесса. Однако, несмотря на трудности, через приходские школы прошли сотни людей.

 

   На рубеже веков, 11 ноября 1800 года, в Перми произошло знаменательное событие: в торжественной обстановке была открыта Пермская духовная семинария. Учебная программа включала такие предметы, как латынь, греческий язык, богословие, философия, поэзия, риторика, грамматика, история, география, математика. Интересно, что до 1810 года богословие, философские и словесные науки преподавались здесь на латинском языке. Здание семинарии находилось напротив Кафедрального собора на берегу Камы. Семинария была средним учебным заведением. Из ее стен выходили специалисты, которые могли продолжать обучение в высших учебных заведениях или становились чиновниками, учителями, священнослужителями в городах и селах Пермской губернии. Среди выпускников семинарии - замечательные общественные деятели, писатели, изобретатели: математик И. М. Первушин, профессор медицины В. М. Флоренский, писатели Д. Н. Мамин-Сибиряк и П. П. Бажов, изобретатель радио А. С. Попов, историк-краевед И. Ф. Словцов.

 

   В начале XIX века Пермское 4-классное народное училище было переименовано в Пермскую губернскую гимназию. Численность учащихся гимназии росла с каждым годом.

 

   Среди выпускников этой гимназии - лингвист, доктор восточной словесности, профессор Петербургского университета И. Н. Березин; доктор, профессор Казанского университета М. Ф. Болдырев; замечательный историк-краевед А. А. Дмитриев.

 

   Долгое время в Пермской губернии решался вопрос о женском среднем образовании. Наконец 28 декабря 1860 года в Перми было открыто Мариинское женское училище I разряда. Такое название училище получило в честь императрицы Марии Федоровны. В училище преподавались закон Божий, русский язык и словесность, всеобщая и русская история, математика, физика, естественная история, география, музыка, французский язык. В 1891 году Мариинское женское училище было преобразовано в гимназию.

 

   Интересно, что первоначально училище располагалось в полукаменном двухэтажном доме, который был пожертвован известными в Перми благотворителями Федором Козьмичом и Григорием Козьмичом Каменскими. Однако 31 марта 1883 года XI чрезвычайное Пермское уездное земское собрание постановило выделить десять тысяч рублей на сооружение нового здания. Тогда же гласные Пермской городской думы уступили для гимназии место в центре города и пожертвовали на постройку здания три тысячи рублей. Особенно заботилась о его постройке супруга тогдашнего губернатора А. К. Анастасьева. Наконец огромный каменный дом из красного кирпича по плану Ирбитского архитектора Дютеля был возведен и 12 июня 1887 года освящен в присутствии находившихся тогда в Перми проездом великих князей Михаила Николаевича и его сына Сергея Михайловича (yыне в здании расположен один из корпусов сельскохозяйственной академии.).

 

   К началу XX века в Перми было восемь гимназий, из них половина являлись государственными, а половина - частными. Кроме Мариинской, наиболее престижными гимназиями считались мужская имени императора Александра, частные Барбатенко и Циммермана.

 

   Другим типом среднего учебного заведения были реальные училища. В Перми такое училище было открыто 12 сентября 1876 года по инициативе Ивана Ивановича Любимова, известного промышленника, пароходовладельца и общественного деятеля. Оно получило название Алексеевское, в память приезда великого князя Алексея Александровича. Училище содержалось за счет городского общества, земств, правительственного пособия и частных пожертвований. В нем учились дети "городских сословий", а также чиновничества, сельской верхушки. При училище были столярнослесарная мастерская, хорошо оснащенные физический, механический кабинеты и химическая лаборатория. 14 сентября 1896 года при училище было открыто горнозаводское отделение, где готовились специалисты для уральских заводов. Многие воспитанники после окончания реального училища поступали в высшие учебные заведения. Профессиональное образование в городе давали техническое, железнодорожное, ремесленное училища и торговая школа.

 

   Вот так развивалась система образования в XVIII - XIX веках в Перми. Конечно, этому способствовали рост производительных сил, потребность жителей в грамотности и знаниях.

 

   Но в немалой степени оказывали содействие образованию, открытию новых школ и училищ общественные организации, благотворительные пожертвования, передовое учительство.

 

   1 (14) октября 1916 года - памятная дата в истории Прикамья. В этот день в Перми открылось отделение Петроградского университета. Известный пароходчик И. М. Любимов пожертвовал для него собственное здание на Заимке. На историко-филологический, юридический и физико-математический факультеты было зачислено 52 студента, в основном дети дворян, купцов, духовенства, чиновников. Первым ректором стал известный астроном, профессор Юрьевского (Тартуского) университета К. Д. Покровский. В мае 1917-го университет получил самостоятельный статус. Он стал первым уральским высшим учебным заведением и ознаменовал новый этап в развитии образования, науки и культуры огромного края.