ТАК В ГОРОДЕ ПОЯВИЛСЯ ТРАМВАЙ

 

Картинка

 

 

 

 

 

 

 

В Перми проводили трамвай,
И трава металась от вспышек в саду.
Бросался в подъезды взволнованный май,
Бледный от вольтовых дуг.
К. Реут

 

 

 

 

 

 

   Трамвай - верный друг жителей Перми,удобный и экологически чистый вид транспорта. Строительство его было задумано еще в начале XX века. В 1911 году город уже располагал проектом сооружения трамвая. В 1913 году Пермская городская управа добилась от правительства разрешения на 3,5-миллионный внешний заем.

 

   Через посредство Русско-Английского банка была заключена сделка с англичанами. Но началась первая мировая война, и пермяки успели выстроить лишь трамвайный парк, остатки которого до сих пор сохранились в Разгуляе.

 

   К проекту строительства вернулись только в 1927 году. В октябре этого года состоялось совещание при Пермском городском отделе коммунального хозяйства, на котором были намечены маршруты трамвайных линий. Они должны были соединить станцию Пермь II с Мотовилихой и улицу Ленина со станцией Пермь I. Предполагаемое строительство вызвало много споров. В газете "Звезда" одна за другой появлялись заметки с противоречащими друг другу заголовками: "Трамвай Перми необходим", "Трамвай еще не нужен". На собрании в котельном цехе железнодорожных мастерских, где присутствовало 500 человек, большинство рабочих говорили: линия горсовета правильна, трамвай свяжет рабочие окраины с культурным центром города, быстро окупит себя и даст средства на постройку бани, хлебозавода.

 

   В марте 1929 года приступили к работе.

 

   Через речку Егошиху был специально построен деревянный мост, благодаря которому почти на километр сократилось расстояние между Пермью и Мотовилихой. Сначала намечалось в строительный сезон 1929 года дотянуть трамвайную линию от Мотовилихи до Разгуляя, однако уже в середине июля горсовет одобрил прокладку в этом же году линии от Разгуляя до улицы К. Маркса, а несколько позднее - до Красноуфимской улицы (ныне Куйбышева).

 

   31 октября президиум горсовета вынес постановление о пуске трамвая в день XII годовщины Октября.

 

   И вот 7 ноября 1929 года, в 9 часов утра, в торжественной обстановке состоялось открыв тие первой очереди трамвайных путей, которые соединили Базарную площадь Мотовилихи с Красноуфимской улицей. В Перми и Мотовилихе прошли митинги, после которых первые трамваи, украшенные флагами и транспарантами, повезли на праздник в Пермь ветеранов революции и детей. Вдоль всей линии пестрели лозунги и плакаты, которые рассказывали о строительстве пермского трамвая и его перспективах.

 

  Первое время на линии работало всего 4 моторных вагона. В декабре количество вагонов возросло до 16. Водили их опытные вагоновожатые, которых пригласили из Москвы.

 

   Маршрут имел 15 остановок. 13 ноября 1929 года Пермский горсовет премировал 26 строителей трамвая месячными окладами. Пермяков поздравили трамвайщики Москвы и Ленинграда.

 

   Особую службу несли трамваи в годы войны: 64 вагона эксплуатировались на улицах города, почти круглосуточно перевозя раненых, эвакуированных, доставляя сырье к заводам, военную продукцию - к станции Пермь II. С тех пор трамвай прочно вошел в жизнь нашего города. А маленькие дребезжащие вагоны первых лет давно заменены вагонами современной конструкции.