В. В. МОЛОДЦОВ. ВОСПОМИНАНИЯ 0 КАМЕ

 

Картинка

 

 

 

Плывут воспоминания плотами,
Их память-катер тянет на простор,
И кажется, что снова я на Каме
И к ней сошлись стала лохматых гор.
И пью ее живительные воды,
Она же, как и прежде, глубока.
И раздвигает берега и годы
Уральская рабочая река.
Л. СОРОКИН

 

 

 

 

   Почему человек на склоне лет берется писать мемуары? Возможно потому, что прожитая жизнь остается в воспоминаниях, и мысли постоянно возвращаются в былое. И великая благодарность тем людям, которые берут на себя труд переложить на письмо свои раздумья.

 

   В архиве Пермского областного краеведческого музея хранятся несколько листков машинописного текста. В 1971 году их принес Василий Васильевич Молодцов - краевед, педагог с большим стажем, поэт-любитель, старожил Перми. Его воспоминания посвящены детским и юношеским годам (1909 - 1917). Они представляют большой интерес, ибо отражают любопытнейшие детали и факты, ускользнувшие от пера летописцев.

 

   Наверное, для каждого пермяка Кама - особая строка в биографии: место отдыха, раздумий, свиданий. Сейчас Кама в районе города кажется величественно пустынной, а в начале XX века картина была совсем иной.

 

   Вот что вспоминает о том времени В. В. Молодцов:
"Пристаней в те годы было много, и этот участок реки в период навигации был очень оживленным. В самом центре, как раз напротив железнодорожного вокзала (Пермь I), было пароходство Любимова. Большие двухпалубные пароходы белого цвета носили полные имена судовладельцев: "Иван Иванович Любимов", "Анна Степановна Любимова".

 

   Такие же белые и, пожалуй, более комфортабельные пароходы были у братьев Каменских. Их пристань находилась рядом, чуть пониже пристани Любимовых. Выше располагалась пристань пароходчиков Кашиных. Их пароходы были окрашены в розовый цвет. Пароходы Каменских и Кашиных назывались кратко: "Михаил", "Федор", "Вера", "Матрона"...

 

   Все три пароходства посылали свои суда на Волгу и конкурировали между собой. Значение имели комфорт, скорость, стоимость проезда.

 

   Пониже пристани Каменских находились еще две пристани: пароходчика Ржевина и Акционерного общества "Русь". Небольшие ржевинские пароходы обслуживали Верхний плес. Они ходили в Соликамск, а в большую воду по рекам Вишера и Колва до Чердыни.

 

   Товарно-пассажирские пароходы Акционерного общества "Русь" были оригинальной конструкции с экзотическими названиями: "Рубин", "Изумруд", "Алмаз", "Жемчужина". Огромные колеса у этих пароходов находились сзади, извергая во время хода каскады водяных брызг. Шли эти суда не спеша, подолгу стояли на пристанях. Вся погрузка и разгрузка трюмов совершалась вручную.

 

    Ниже по течению, в районе Осинского спуска, была еще одна небольшая пристань Истоминых. Их пароходики совершали ближние рейсы до Оханска и Осы.

 

   Между городом и Мотовилихой все время сновали, шлепая колесами, два старых пароходика "Пермь" и "Мотовилиха", а в Нижнюю Курью ходило небольшое судно "Царевна".

 

   Конторки пристаней были плавучими и с окончанием навигации уводились в затон. На берегу оставались амбары, склады - все дощатое, скрипучее и сухое.

 

   На улице Монастырской (ныне Орджоникидзе) вдоль пристаней, напротив железнодорожного вокзала, тянулись ряды мелочных лавок, где всегда можно было купить икряную воблу, в изобилии поступавшую с низов.

 

   Тут же, недалеко от Кашинской пристани, стояла каменная часовенка с иконой Богоматери. Перед ней всегда теплились свечи, поставленные богомольными пассажирами, уезжавшими на пароходах в низа - Самару, Сызрань, Саратов, Царицын и Астрахань, - путь неблизкий.

 

   Мы, мальчишки, любили наблюдать отвал парохода. На верхней палубе чисто одетые дамы и господа. Это пассажиры первого и второго класса. В третьем и четвертом классе - народ попроще. Уже прогудел третий гудок, сопровождающие сходят на пристань. Капитан на капитанском мостике. У штурвала, как правило, старый усатый водник, испытанный и надежный. Сняв фуражку, он осеняет себя крестным знамением. Уже отданы швартовы, и пароход, ворочая плицами и обдавая провожающих паром, медленно отходит от пристани. Сделав плавный разворот и дав прощальный гудок, он ложится на курс.

 

   Камскую гладь бороздили буксирные пароходы, окрашенные в желтый цвет. Они тащили за собой плоты, тяжелые баржи и барки. Знаменитым по мощи машины считался волжский буксир "Бурый медведь", у него был очень низкий гудок. В начале десятых годов на Каме появилась новинка: это теплоход Любимовых "Урал". Он считался флагманом Камского флота. Судьба его оказалась трагической.

 

   Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, "Урал" отправился на разгрузку в Левшино. Вскоре после отплытия на нем возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Говорят, что он, объятый пламенем, напоминал горящий факел.

 

   Его искореженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега. Жителей Перми всегда влекло на берега Камы полюбоваться на кипучую жизнь реки в навигационный период и на закамские лесные дали, покататься на лодке, а весной посмотреть на ледоход..."

 

   Уже давно нет рядом с нами Василия Васильевича, но благодаря его воспоминаниям мы открываем неведомые страницы, узнаем новые факты из далекого прошлого нашего прекрасного края...