ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВИЦ

 

Картинка

 

 

 

 

 

Дитятко, что тесто:
как замесил, так и вышло.
ПРИКАМСКАЯ пословица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Каждый родитель жаждет дать своему драгоценному чаду образование, чтобы дитя набралось умаразума и в свете могло блеснуть своими познаниями в искусстве, изъяснялось на языках иностранных, между делом музицировало и слыло в обществе особой порядочной и весьма воспитанной. Такое желание вполне оправданно и обусловлено историческим опытом многих поколений. Дабы не утомлять читателя подобными размышлениями, приведу некоторые строки прелюбопытных очерков под названием "Воспитание девиц в Пермской губернии", которые вышли в Санкт-Петербурге в 1858 году. Замечу, что к этому времени народных училищ и гимназий в городе еще недоставало, поэтому образование большей частью было домашним.

 

   Итак, воспитание в семьях пермяков определялось необходимым списком предметов, которые преподавались девицам, дочерям зажиточной части населения, и располагались по степени значимости в деле воспитания так: французский язык, музыка, закон Божий, русская словесность и чистописание, география, история, арифметика, немецкий язык. Само собой разумеется, что рукоделие также составляло важнейшее занятие девиц. Кстати сказать, всем этим дисциплинам юная особа должна была обучиться до 16 лет, ибо по достижении этого возраста ей надобно выезжать в свет. Что касается объема знаний, то родители желали, чтобы во французском языке девица доходила до такой степени совершенства, что могла поддержать разговор, сама изъясниться и вдобавок читать романы. Для достижения этой цели французской грамоте дочь начинали учить с самого юного возраста и практиковали ее каждый день до получения желаемого результата. Под музыкой разумелась игра исключительно на фортепиано. Родители желали, чтобы дочь в состоянии была разучить и исполнить в присутствии гостей пьесу, признанную миленькой. Изучение игры на этом инструменте считалось непреложным условием элегантного образования.

 

   На все прочие предметы уделялось намного меньше времени, и знание их считалось более роскошью, чем необходимостью. Родители считали так: мы готовим свою дочь не в ученые; нужно, чтобы она не молчала в обществе. Поэтому в остальных предметах требовали немногого: из закона Божьего - чтобы дочь знала самые важные события священной истории и понятия о символах веры и десяти заповедях; из русской словесности - чтобы могла что-нибудь сказать о писателях: Пушкине, Лермонтове, Гоголе и еще, пожалуй, о Байроне, Шекспире, Шиллере, Гюго; из географии - чтобы знала крупнейшие города, реки, горы, моря в государствах; для истории выбирали наикратчайшие учебники и по ним знакомили своих чад с судьбами человечества и русского народа; из арифметики - чтобы могла сделать все 4 способа вычисления.

 

   Кроме вышеперечисленных предметов, был необходим еще один - мифология. Причины этого вполне понятны, ибо по незнанию в обществе можно попасть впросак, наименовав, например, Аполлона римским императором.

 

   Из вышесказанного ясно, что к 16 годам девица должна была стать образованной и радовать окружающих различными познаниями и умением вести светские беседы. К тому же она должна была рукодельничать, иметь хороший вкус и манеры, чтобы обратить на себя внимание сильной половины и удачно выйти замуж.

 

   А родителям только того и надо. Эти нравы не стареют, и спустя полтора века родители желают дочерям того же. Так было и так будет.